Эксперты рассказали, стоит ли тянуть трамвайную ветку до Новокуйбышевска

Губернатор Самарской области Николай Меркушкин заявил об инициативе построить ветку трамвая до Новокуйбышевска, которая пройдет через Фрунзенский мост и микрорайон Южный город. Корреспондент портала ProGorodNsk.Ru пообщался с экспертами о перспективах проекта.

Сотрудник портала samaratrans.info Владимир Петров отмечает, что реализовать данный проект достаточно сложно:

- В России очень мало опыта в данных вопросах. Есть троллейбус из Химок в Москву, троллейбус из Энгельса в Саратов приказал долго жить. Идея хорошая, но скорее всего возникнут проблемы с тарифами на проезд. Какому-либо коммерсанту это не выгодно, потому что для них маршрутки более выгодны. Маршрутки фактически бесплатно пользуются инфраструктурой, а трамвай должен платить за обслуживание рельсов и контактной сети.

Данный маршрут пройдет по территории г.о. Самара, г.о. Новокуйбышевск и Волжского муниципального района. Каким образом делить выручку и компенсировать возможные убытки - вопрос открытый.

Теоретически пассажиропоток найдется. Электрички и маршрутки, которые редко ходят и набираются битком менее удобны, чем трамваи. Но на практике при реализации проекта, окажется много организационных проблем .Что касается скорости трамваев, то они не уступят другому городскому транспорту и смогут развивать вне города скорость до 90 км/ч, что достаточно быстро.

Председатель Центра общественного взаимодействия Андрей Ишмуратов считает проект достаточно перспективным.

- Реализовать данный проект возможно. Это очень перспективно для микрорайона Южный город, который нуждается в развитии инфраструктуры. И для Новокуйбышевска это будет удобно, так как появится дополнительный более комфортный вид транспорта.

Очень важно, строить пути обособленными, чтобы другие виды городского транспорта и автомобили не мешали движению трамвая. Например, как на улице Ново-Садовой в Самаре. Тогда трамвай сможет достаточно быстро передвигаться со скоростью примерно 80 км/ч. Как правильно, обычно две причины, которые мешают данному виду транспорта: это автомобилисты, которые не уступают дорогу и плохие трамвайные пути.

Срок службы трамваев также достаточно больше других видов городского транспорта. В городе примерно 30-40% относительно новых трамваев. Это очень хорошая альтернатива автобусу и маршрутке.

Самарский архитектор Александр Пашин подсчитал примерную сумму на осуществление проекта:

- Общее расстояние возможной ветки от существующей трамвайной линии на Хлебной площади до Южного города предварительно составляет около 9-ти километров, до Новокуйбышевска, в зависимости от маршрута прохождения, от 15-ти до 20-ти км.

Средняя стоимость строительства 1 километра одиночного пути по бесшпальной конструкции с контактной сетью составляет около 40 млн. рублей, соответственно, для двуполостной линии цена составит 80 млн. за километр.

Несложно подсчитать, что стоимость строительства линии до Южного города составит около 720-ти млн. рублей, а до Новокуйбышевска около 1,6-ти млрд. рублей по самому длинному отрезку. В совокупности общая стоимость реализации проекта может обойтись около 2-2,3 млрд. рублей, что в сравнении, например, со стоимостью 1 км метро, а это около 5-7 млрд. рублей, и значительно большей протяженностью, выглядит совершенно реалистично.

Кроме того, если рассмотреть эксплуатационные качества трамвая в сравнении с автобусным, автомобильным или другими видами транспорта, то у трамвая имеется масса преимуществ:

Во-первых, трамвай вмещает больше пассажиров. Для среднего трамвая максимальная вместимость составляет порядка 200-220 пассажиров, а для автобуса только 100-120 пассажиров.

Во-вторых, из нескольких трамвайных вагонов можно сделать сцепку и она будет управляться одним водителем, а в случае с автобусом это невозможно. Таким образом, снижаются затраты на заработную плату водителей.

В-третьих, срок службы одного трамвайного вагона, при проведении текущих ремонтов, составляет 20 лет, а с проведением капитально-восстановительного ремонта до 40 лет. Так, например, в Риме сейчас работают трамваи 1939 года выпуска, а в столице Мальты Валетте трамваи 1898 года! Срок службы автобуса и троллейбуса не превышает 15 лет, а в случае с маршрутными такси - так и вовсе не более 8 лет, по истечению которых их эксплуатация становится просто опасной. Помимо этого трамвай гораздо более ремонтопригоден, нежели автобус. Это обусловлено простотой его устройства и отсутствием значительной части механических узлов, подверженных быстрому износу.

И последнее - это стоимость эксплуатации. Затраты на электричество во много раз меньше, чем стоимость бензина и дизельного топлива. При этом современный трамвай обладает возможностью рекуперации энергии - когда двигатели при торможении работают как генераторы электроэнергии. Эта энергия накапливается в аккумуляторах и затем идет на разгон.

Современные трамваи часто оснащаются асинхронными приводами, что позволяет на 30 процентов экономить затрачиваемую энергию, а коэффициент полезного действия электродвигателя в 2.3 раза больше, чем у дизельного.

В итоге, учитывая то, что проект подобного масштаба и географии расположения однозначно будет финансироваться за счёт федерального и областного бюджетов и может быть реализован в очевидные по времени сроки и принесёт громадную пользу от его осуществления, я считаю его одним из самых интересных и полезных для нашего города за последнее время.