В Новокуйбышевске сирота уже три года ждет квартиру, а пока скитается по подругам

В Новокуйбышевске дети-сироты не могут дождаться квартир, которые по федеральному закону должны получать после совершеннолетия. Многие обращаются в суды, которые подтверждают право сирот, однако решения не исполняются годами. Как живут бездомные дети-сироты, выяснила редакция газеты «PRO Город».

История Ольги Пищиковой никого не сможет оставить равнодушным. За 21 год жизни девушка пережила много страшных ситуаций, но несмотря ни на что продолжает бороться за справедливость. Ольга – сирота. Девушка лишилась матери, когда ей было десять лет. В этот же год отца Оли лишили родительских прав. С тех пор она живет с бабушкой и дедушкой. В 14 лет Оля встала на очередь на получение своих квадратных метров. 18-летие девушка отметила три года назад, но свое жилье так и не получила.

- Когда мое дело рассматривали в суде Новокуйбышевска, представитель администрации, выступающий в качестве ответчика, заявил, что денег в бюджете нет, и когда они появятся - неизвестно. Суд принял мою сторону и обязал ответчика выдать мне жилье. Однако мэрия подала апелляцию. В областном суде также было вынесено решение о том, что мне положены сиротские «квадраты». В определенные сроки меня должны были обеспечить жильем, но это время истекло. Поскольку решение стороной ответчика исполнено не было, с него должен взиматься штраф в размере 50 тысяч рублей. Но, как мне потом стало известно, никакого штрафа ответчик не выплачивал.

Не так давно Ольга обращалась к заместителю главы городского округа по социальным вопросам Елене Пахомовой. По словам девушки, чиновница дала ей тот же ответ, что и ответчик во время судебных тяжб: «Денег в бюджете нет».

- В прошлом году я обращалась в центр «Семья». Тогда мне сказали, что я 12-ая на очереди. Но в том году было выдано 23 квартиры, и я по не известным причинам не оказалась среди тех счастливцев. В этом году я была 8-ая на очереди. И снова выдают 8 квартир, но я в число получателей не вхожу. Вопрос: как так вышло?. В итоге Пахомова мне ответила, что на данный момент я 4-ая на очереди и, возможно, в следующем году все-таки отмечу новоселье.

Однако сироте одной надежды мало. В этом году Ольга оканчивает Государственный экономический университет. И лишится всех социальных выплат, которые она пока что еще получает. Проживать вместе с бабушкой и дедушкой в двухкомнатной квартире Оле не комфортно. Как признается сирота, она не хочет ущемлять престарелых родственников. Поэтому большую часть времени проводит у подруги-одногруппницы.

- Бабушка и дедушка уже в возрасте. Они рано ложатся спать. Я не хочу ущемлять их. К примеру, стесняюсь позвать в гости подруг или включить громко музыку, - рассказывает Ольга. – К тому же, я учусь во вторую смену, пары длятся допоздна. И из-за этого я часто остаюсь ночевать у подруги в Самаре. Конечно, я очень люблю и бабушку, и дедушку. Они заменили мне маму и папу, вырастили меня, буквально живут ради меня. Но после окончания университета я вступаю во взрослую жизнь и хочу свой уголок, положенный по закону как сироте.

Детство

- Сказать, что у меня было счастливое детство, я не могу, - признается девушка. – Да и стараюсь не вспоминать о прошлом. Хорошего было немного. В основном в голове прокручиваются моменты, как отец избивал мать, как она плакала, ее синяки. Папа – бывший милиционер, несколько раз был в командировке в Чечне, последние годы работал в ЧОПе «Витязь». Там, кстати, работала и мама. Она настолько сильно его любила, что не хотела с ним расставаться даже на работе. Он ее избивал, а она прощала, он ей изменял, а она закрывала глаза – вот такая больная любовь. Она считала, что его поведение – это последствия Чечни. Он молчит-молчит и резко бросается на нее. Избивал он ее, кстати, тоже молча. Было очень страшно.

Избивал отец не только супругу, но и ее маму и еще совсем маленькую Оленьку. Но однажды мелкая ссора закончилась трагедией.

- 8 декабря 2007 года – эта дата, которая перевернула всю мою жизнь, - рассказывает Оля. – Мы с мамой и папой сидели на диване, смотрели телевизор. В какой-то момент отец начал возмущаться и ударил маму кулаком в лицо так, что она отлетела в другой конец комнаты. Я заплакала и просила уйти из дома. Он вышел, мы с мамой немного успокоились. И, когда я легла спать, она снова впустила его в квартиру.

Утром следующего дня женщина проверяла домашнее задание дочки. Петр (так зовут отца Ольги) подошел к Татьяне (супруге) и вновь ударил ее по лицу. По словам Оли, она попыталась защитить маму, но он оттолкнул и ее так, что та ударилась лицом об шкаф.

- Я лежу на полу вся в крови, он держит за волосы маму и бьет ее лицом об плитку, потом приволок ее к моему письменному столу и начал пинать ее. У нее изо рта пошла кровь, он наступил ногой ей на лицо и начал давить. Когда мама уже не могла сказать и слова, он лег на диван. В этот момент к подъезду подошла бабушка. Я выбежала из квартиры, чтобы открыть ей домофонную дверь. Но, поднявшись обратно на этаж, я попросила бабушку не заходить в квартиру. Я испугалась, что он может избить и ее. Мы ушли, и весь следующий день звонили маме, но она не поднимала трубку. Он же отвечал нам, что она спит. 11 декабря мне сообщили, что у меня больше нет мамы. Чтобы скрыть следы преступления, отец положил тело матери под батарею. Поэтому причину смерти определить было не возможно. Задержать его удалось не сразу. Первый патруль он просто «раскидал», отобрав у полицейских автоматы. Он хотел убить и мою бабушку, но второму патрулю все-таки удалось его скрутить. Маму хоронили в закрытом гробу. Родители отца, как и сам папа, на похороны не явились.

Судебные тяжбы продолжались больше года. В итоге за убийство супруги мужчина получил пять лет лишения свободы, а за причиненный тяжкий вред здоровью родной дочери – два года. К слову, спустя пять лет мужчина вышел из колонии по УДО.

- Отец присылал мне открытки на мой день рождения из колонии, но я даже не могла на них смотреть. Простить его за то, что он убил мою маму, я никогда не смогу. Да и прощения он у меня не просил. После того, как он вышел на свободу, пытался со мной заговорить, но видеть его я не хотела. После этого я папу никогда больше не видела и не хочу. С его родителями все эти годы мы также не поддерживаем отношения. Я для них никто, а они для меня - хоть я и прописана у них. И это еще одна причина, почему я хочу наконец-то обзавестись своим жильем. Я не хочу, чтобы меня с ними что-то связывало.

«PRO Город» обратился к заместителю главы городского округа по социальным вопросам в г. Новокуйбышевск Елене Пахомовой, дабы разъяснить сложившуюся ситуацию.

- В этом году восемь детей-сирот получат квартиры, - рассказывает Пахомова. – Шесть из них уже получили. Мы не заинтересованы в том, чтобы дети-сироты остались без жилья. В таком случае на главу могут «повесить» штрафы. Поэтому чем больше сирот получит жилье, тем лучше. Мы делаем все, что в наших силах.

Руководитель управления опеки и попечительства администрации г. Новокуйбышевск Елена Шашарина так же утверждает, в этом году жилье Ольга не получит. Очередь большая и, к сожалению, всем выдать жилье сразу не получится.

- У Ольги Пищиковой имеется регистрация в муниципальном жилье, но приходящаяся на нее площадь меньше учетной нормы, девушка поставлена в очередь на обеспечение жильем детей-сирот. Ольга получит квартиру в соответствии с ее очередью. А это будет, скорее всего, уже на следующий год.