На минувшей неделе в Новокуйбышевске произошло крайне неприятное происшествие. Один из автолюбителей города попал в ДТП с владельцем самоката. По всем правилам ПДД водитель был прав, так как самокат ехал по дороге и у него была помеха справа. В итоге у автомобиля огромная вмятина на крыле, у владельца самоката перелом ключицы. Но какого же было удивление автовладельца, когда сотрудники ГИБДД сказали, что электросамокаты и гироскуторы не являются транспортным средством, и по закону считается, что водитель сбил пешехода со всеми вытекающими последствиями. Полицейские развели руками, говорят, что сами не знают как с этими «не транспортными» средствами бороться, так как и их сбивают, и они сбивают людей, а ответственности никакой. В итоге, автовладельцу придется самому ремонтировать машину на сумму не менее 15 тысяч рублей плюс оплачивать лечение этому "пешеходу".
Ситуация неоднозначная. С одной стороны — виноват владелец самоката, а с другой стороны — по закону, он считается пешеходом. Что же делать в таком случае?
Дамиров Мушфик, адвокат коллегии адвокатов «Линия права»:
В далеком 2014 г. в ПДД были внесены изменения – в категорию «пешеход» были добавлены «лица, использующие для передвижения самокаты». В связи с тем, что данный вид транспорта набирает огромную популярность в России, а в больших мегаполисах уже давно существует такое понятие как - «самокатшеринг», то примерно с тех самых, 2014-х, остро встал вопрос об ответственности для приобретателей данного вида передвижения. Казалось бы, ну катаются люди и не платят за бензин, можно сказать, берегут природу от грязных выбросов в атмосферу. Но на всей территории нашей необъятной Родины, но к сожалению, участились аварии с участием самокатов и водителей, так сказать традиционных транспортных средств. Самая большая проблема в том, что чаще всего виноват не самокатчик (хотя явно по его вине произошел инцидент), а к примеру, водитель автомобиля. Должен ли водитель оплачивать лечение? Возможно ли оспорить такое ДТП? Эти вопросы взаимосвязаны. Я бы рекомендовал подать в суд и оспорить (протокол, постановление), если считаете, что Вы правы и только исходя из решения суда, делать определенные действия. Хотя последующие судебные инстанции никто не отменял. Оплачивать лечение до решения суда, лично Ваше дело.
По правилам дорожного движения, "Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства. Исходя из данного понятия можно сделать вывод, что неправильно приравнивать самокат к транспортным средствам, т.е. самокатчики должны подчиняться главе 4 ПДД РФ «Обязанности пешеходов». Передвигаться на самокате разрешено по тротуарам, в некоторых случаях разрешается движение по велодорожке и в крайних случаях, выезд на край дорожной части.
К счастью, есть хорошие новости для всех, кто когда-либо пострадал от самокатов и тому подобных средств передвижения. В России готовятся изменения в правила дорожного движения, согласно которым самокаты признают видом транспорта, а для их владельцев будет предусмотрена административная ответственность. Как известно, сейчас готовятся поправки в КоАП для привлечения водителей самокатов к административной ответственности за нарушения ПДД. Пока этот вопрос находится на стадии обсуждения, так как внесение изменений в административный кодекс, крайне длительная процедура.
Но почему же аварии с участием самокатов и велосипедистов происходят в Новокуйбышевске все чаще? У горожан есть своем мнение на этот счет.
Сергей Денисов, местный житель:
- Я думаю, дело не только в дорогах. Больше в голове. Велосипедисты гоняют по тротуарам и
газонам, просто жутко становится. Ладно я вешу 90кг, а женщина или ребенок? Да и вообще, гоняют они от чувства безнаказанности. Нужно обязательно ввести права на электросамокаты и велосипеды, чтобы была возможность штрафовать. Ведь сейчас же не оштрафуешь «пешехода» за превышение скорости — они этим и пользуются. Нужно контролировать эту ситуацию.
Игорь Мурченко, житель Новокуйбышевска:
- Вообще, у нас в городе можно передвигаться на самокате и велосипеде по тротуарам на улицах, на которых мало людей. Но проблема в том, что тротуары в Новокуйбышевке находятся в очень плачевном состоянии. Поэтому, приходится либо слазить со своего «железного коня», либо ехать по дороге. Но на проезжей части нам можно передивгаться только по обочине, на которой, как правило, стоят припаркованные автомобили. Специальных дорожек лично я нигде не видел. Есть зоны, по которым мы можем свободно кататься — это, например, главная площадь. Но, тем не менее, я считаю, что велодорожки нужно сделать обязательно — так будет происходить меньше аварий, да и обычным пешеходам будет удобнее. Но прежде чем сделать дорожки, нужно привести тротуары в порядок. А что касается прав на такой транспорт — зачем? Это просто удобный способ добираться до нужного места. Даже дети на самокатах катаются — о каких правах может идти речь. Это же не мотоцикл.
Почему же в Новокуйбышевске не обозначают и не благоустраивают велосипедные дорожки? С этим вопросом мы обратились в администрацию города. К сожалению, на момент выхода газеты не удалось получить официальный комментарий от властей. Но, надеемся, что они прислушаются к мнению жителей.
Кстати
По ифнорации областного ГИБДДв 2018 году в 63 регионе зарегистрировали всего 3 ДТП с участием пешеходов на элеткротранспорте. А за первые шесть месяцев 2019 года – лишь одно происшествие. Общее количество пострадавших – два человека.