В 2024 году средняя скорость поездов по сети РЖД упала до 35,7 км/ч, что соответствует уровню 1992 года. Об этом заявил заместитель генерального директора РЖД Михаил Глазков в интервью «Известиям».
Главной причиной замедления, по словам Глазкова, является беспрецедентный переизбыток вагонов, превышающий потребности в полтора раза. На начало 2025 года на путях находилось 1,382 млн вагонов, в то время как, по оценке Института экономики и развития ж/д транспорта (на который ссылается РЖД), достаточно 970 тысяч. Таким образом, около 400 тысяч лишних вагонов создают пробки и тормозят движение составов.
Особенно остро ситуация ощущается на Восточном полигоне (Транссиб и БАМ), где возросшая нагрузка связана с переориентацией грузопотоков с Запада на Восток. В октябре 2024 года навстречу одному загруженному составу следовали около 400 порожних поездов (39 тысяч вагонов). Каждый такой избыток в 50 тысяч вагонов снижает скорость на 1-2 км/ч и требует дополнительно 120-140 локомотивов и 600-650 бригад.
Однако источник в одном из железнодорожных операторов считает, что РЖД пытается уйти от ответственности. По его мнению, проблема переизбытка вагонов возникла из-за проблем с инфраструктурой – ремонтов, нехватки локомотивов и персонала. Он утверждает, что увеличение парка вагонов было запланировано государством, и операторы закупали вагоны, ориентируясь на эти планы.
Александр Котов из NEFT Research согласен с тем, что снижение скорости связано, скорее, с проблемами самой РЖД, чем с количеством вагонов.
Падение объема погрузки на 4,1% (до 1,18 млрд тонн) стало худшим результатом для РЖД с 2009 года. Компания сократила инвестиционную программу на 2025 год почти в полтора раза, до 890,9 млрд рублей, в том числе и на Восточном полигоне, что говорит о сложном финансовом положении компании, собщает источник.