Маркетинговые исследования рынков в Германии
Начать экспортировать в Евросоюз – интересный и достаточно сложный вызов для российской компании. Особенно если она не имеет богатого опыта экспортной деятельности. И хотя стран ЕС почти три десятка, и все они имеют свою специфику, особенности потребления и работы с рынками, все равно чаще наш бизнес исходит из того, что рынок-то общий, правила единые, в том числе и таможенные, а значит главное найти точку входа, а там уже можно будет действовать по всей Европе.
В чем-то этот посыл может быть и правильным, иногда он подводит, но если задача поставлена именно так – найти лучшую страну, чтобы начать работать с Еврозоной, то чаще всего таким государством становится Федеративная Республика Германия.
Германия в последнее время рассматривается как европейская страна, с бизнесом из которой входить в партнерство лучше всего. Действительно, ФРГ – один из лидеров Еврозоны по потреблению российских товаров (но и не занимает первое место). При этом с немецкими партнерами реализовано множество совместных проектов, как на российском рынке, так и германском. В Германии большая русскоязычная диаспора – почти 1 миллион человек, которые сами по себе – немаленький рынок для сбыта, если товар потребительский.
Да и с целом, Федеративная Республика Германии – наиболее большая страна ЕС по численности населения и размеру валового продукта, а значит начинать с нее разумно. Так ли это? Чаще всего да, но это не означает, что нужно сразу бежать искать партнера и тратить деньги на сертификацию продукции под еврорегламенты (если это требуется).
Большой и платежеспособный рынок Германии привлекает экспортеров со всего мира. Россия не входит даже в первую десятку импортеров в ФРГ, с учетом наших энергоносителей, между прочим. Так что к выходу на такой рынок, независимо от продукции, нужно готовиться, и тщательно. Иначе инвестиции в экспортный проект будут потрачены впустую.
Начать следует со сбора информации о том товарном рынке, на который планируется выход, ее интерпретации и построении маркетинговой и финансовой модели работы. Ответ может быть как положительным (мы проходим по параметрам рынка и можем извлекать прибыль), так и отрицательным, к чему нужно быть готовым. Возможно, стоит попробовать другую страну Евросоюза или вообще переориентировать направление развития в другую сторону.
Провести маркетинговое исследование рынка Германии можно самостоятельно или привлечь специализированное маркетинговое агентство. Нужно исходить из компетенций внутри компании, масштаба проекта, финансовых возможностей. Однако в любом случае анализ рынка – более дешевое и менее затратное по времени мероприятие, чем сертификация продукта или выезды на выставки в страну, перспективы продукции компании в которой на текущий момент близки к нулю.
.