НПЗ спасет Новокуйбышевск: В России планируют сократить финансирование моногородов

Уже в 2020 году в России ожидается снижение количества моногородов. Разговоры об этом уже вышли за пределы кабинетов федерального Министерства экономического развития и проникли в государственную думу и правительство.

Сейчас в России насчитывается 321 моногород, однако в следующем году это число может сократиться до 170. В Самарской области располагаются три таких муниципалитета: Чапаевск, Тольятти и Новокуйбышевск.

Для справки: моногород – это населенный пункт, экономика которого зависит от одного предприятия. В случае Новокуйбышевска это, конечно же, НПЗ. Еще одним условием для присуждения населенному пункту статуса моногорода является его равноудаленность от других центров занятости региона. В данном случае – Самары, Чапаевска и Тольятти.

Всем моногородам из федерального бюджета выделяются инвестиции. Только до 2022 года Минэкономразвития планировало направить в регионы более 18 миллиардов рублей. Однако ранее утвержденная программа финансирования – рассчитанная до 2025 года – перестала действовать с 1 января текущего года.

Стало очевидно, что сейчас вливания в моногорода из федерального бюджета не приносят эффекта. Однако нужно понимать, что это относится далеко не ко всем населенным пунктам, особенно Новокуйбышевску.

– В Новокуйбышевске проживает значительно больше трех тысяч человек. 20% всего трудоустроенного населения города составляют сотрудники НПЗ – около четырех тысяч человек. Завод занимается производством топлива на основе полезных ископаемых. Если учесть все выше сказанное, то вероятность потери Новокуйбышевском статуса моногорда крайне мала, – рассказал председатель общественной организации «Народные депутаты» Владимир Волков.

НПЗ был запущен около 70 лет назад – в 1951 году. Согласно открытым данным, с тех пор он проходил модернизацию по меньшей мере четыре раза. В девяностых предприятие принадлежало скандально известной компании ЮКОС. В 2007 году НПЗ приобрела Роснефть. Сейчас завод производит авиационное и автомобильное топливо экологического стандарта Евро-5 и продукцию нефтехимии. На продукции НПЗ работают железнодорожные составы, речные и морские суда примерно в 90 регионах России. Также предприятие занимается производством битумов, кокса и различных компонентов смазочных масел. Продукцию экспортируют не только в другие области, но и в ближнее зарубежье.

По данным СМИ, населенные пункты потеряют статус моногорода в двух случаях. В первом у градообразующего предприятия должен был появиться конкурент, альтернатива, которая в равной степени влияет на экономику муниципалитета. Во втором – градообразующее предприятие закрылось, а замены ему так и не появилось. Иными словами, город больше не может считаться центром занятости на многие километры вокруг. В настоящее время ни первое, ни второе не грозит Новокуйбышевску. Но существует подводный камень, который может утянуть город на дно.

Речь идёт о населении – не менее 3 тысяч человек. Сейчас количество жителей Новокуйбышевска составляет около 100 тысяч человек, однако это число ежегодно сокращается. Как мы писали в прошлом, основная причина этого – недостаток бюджетных денег.

Люди постепенно покидают город из-за того, что он развивается только в качестве промышленного центра, считают эксперты. Многие трудоспособные граждане работают в Самаре. Молодёжь в большинстве своем уезжает учиться в областную столицу, после чего остается там же. Деньги буквально «утекают» из Новокуйбышевска вместе с людьми, поэтому многие жители города, скорее, поддерживают экономику других городов.