Жителям Новокуйбышевска рассказали о том, как побороть страх сцены

Страшное дело - выступать на публике. У меня такого опыта в жизни было много, но ведь я знаю людей, для которых подобное занятие - вообще страх Божий. И действительно, проблема боязни сцены, проблема неумения говорить, охватывает десятки, сотни тысяч, миллионы человек. Да и для Вашего покорного слуги писать - куда проще, чем говорить. На "написать" времени достаточно, а вот для того, чтобы сформулировать мысль, да ещё и произнести её так, чтобы тебя поняли и не послали куда подальше - нужно умение и опыт. А опыта нет. Где ему научиться? В театральных кружках пробовали учить - ну, так там ты особо ничему не научишься, ибо всё равно заставляют учить "не свой текст". А вообще... с чего появляется такая проблема, что человеку тяжело выступать перед аудиторией?

Прежде всего, конечно, это боязнь, что над тобой посмеются. Ну, замолчал ты, будет на тебя смотреть огромная публика и будет думать "Смешно, не выучил текст, не знает, что сказать". И смеются. Правда, как показывала моя многолетняя практика - такого обычно не бывает. Все берут напряжённую паузу и ждут - что же ты скажешь. Но не смеются, не правда. Конечно, я знаю и таких, у которых, что называется, "язык подвязан", но и это большая редкость. Чаще, когда человек оказывается один на один с аудиторией - у него что-то "ёкает" в душе, а дальше - ступор.

Вся эта история по-научному называется "глоссофобия" - собственно, "боязнь сцены". Как с этим справиться? Психологи советуют следующее:

1. Представить себя в одиночестве.

Тот вариант, который предпочитаю я. Нужно любым способом абстрагироваться, отключиться от реальности и представить, что вокруг и нет никого, или же кто-то, кого Вы так боитесь, находится в другом месте. Вариантов масса, хоть даже представить себе, что всё окружающее - всего лишь картинка на телевизоре, и никого рядом нет. Помогает.

2. Сфокусироваться на действии, а не на последствиях.

Тут важно для себя понять: волнение связано всегда с тем, как мы выглядим для окружающих в данный момент, и что они о нас подумают. И, разумеется, в такие моменты все мысли именно об этом, а не о том, что мы делаем. А нужно как раз-таки сконцентрироваться на обратном: направить своё внимание на выполняемое действие. Если это не диалог, а монолог, то нужно думать именно о том, к чему мы ведём - к какой мысли хотим привести слушателя. Это сложно, но возможно. Такому, кстати, учат в школах ораторского искусства.

3. Можно и вовсе снизить значимость происходящего.

То, что Вы выступаете на сцене - для Вас, разумеется, это большое волнение, большой стресс. Но не для других. Они-то этого не понимают. А самое интересное, что большинству публики, за исключением редких случаев, вообще всё равно, что Вы скажете. Если это выступление на конференции - таких выступлений для аудитории будет ещё с десяток - не Вы первый, не Вы последний. Если это доклад начальству - конечно, ситуация более ответственная, но у начальства наверняка тоже своих мыслей в голове масса. Вообще, начальники не любят много говорить. Хотя, конечно, приходится. И во всех вышеперечисленных ситуациях самым верным решением для себя стало бы снизить значимость того, что вообще происходит - тогда станет легче. Ну, болтаете Вы. И что? Другие тоже скоро будут болтать. Может быть лучше, а может быть ещё хуже Вас. Не страшно.

Мы поделились с Вами тремя небольшими советами, которые помогут преодолеть боязнь выступать перед большой аудиторией. Конечно, вполне возможно, что и они Вам не помогут - ибо страх хронический, и побороть его суждено не каждому. Но, как говорится, нет ничего невозможного. Хотя бы мы попробовали...