Forbes: Почему Tesla еще не представила полноценный самоуправляемый автомобиль

Фото: freepik
Десятилетняя история заявлений Илона Маска о возможностях автопилота Tesla: юридический и репутационный риски
Илон Маск неоднократно заявлял, что автомобили Tesla могут функционировать в режиме автопилота, однако недавние события показали, что эти утверждения не соответствуют действительности. В связи с этим регуляторы в Калифорнии, присяжные в Майами и истцы коллективного иска предъявляют претензии как к самому бизнесмену, так и к его компании.
Федеральный суд Сан-Франциско начал рассмотрение коллективного иска, поданного владельцами Tesla против компании. Истцы утверждают, что с 2016 года Tesla преувеличивала возможности своего автопилота. Этот иск может существенно повлиять на планы Маска по созданию лидера в области искусственного интеллекта и автономных транспортных средств, а также на финансовое положение компании.
В 2014 году Маск заявил, что Tesla планирует оснастить свои электромобили всем необходимым для автономного управления. Он утверждал, что развитие программного обеспечения и сенсоров позволит автомобилям достичь пятого уровня автономности, то есть управлять самостоятельно в любых условиях. Однако на сегодняшний день автомобили Tesla не соответствуют даже второму уровню автономности, согласно классификации SAE (Society of Automotive Engineers).
Юридические и репутационные риски заявлений Маска
Юридические проблемы Tesla не наносят компании значительных финансовых потерь, но наносят ущерб её репутации. Маск часто говорит о лидерстве Tesla в области автономных автомобилей, однако фактические достижения компании в этом направлении остаются скромными.
В Майами присяжные признали Tesla частично виновной в смертельной аварии 2019 года, в которой автомобиль компании с включённым автопилотом сбил человека. Суд обязал компанию выплатить компенсацию в размере 243 миллионов долларов. В Калифорнии Tesla может потерять право продавать свои автомобили, если суд установит, что компания вводила потребителей в заблуждение относительно возможностей автопилота.
Эксперты по автономным транспортным средствам отмечают, что проблемы Tesla назревали давно. Перед началом пилотного проекта роботакси в Остине инженеры компании сообщили регуляторам, что система автопилота соответствует только второму уровню автономности. Это означает, что автопилот помогает водителю, но не заменяет его полностью.
Прогнозируемые тенденции и перспективы
Перед стартом пилотного проекта роботакси в Остине инженеры Tesla сообщили, что компания использует удалённых операторов для управления автопарком. Это подтверждает, что Tesla пока не может полностью автоматизировать управление роботакси.
В 2019 году Маск заявил, что к 2020 году на дорогах будет миллион роботакси Tesla. Однако это обещание не было выполнено. Также Маск утверждал, что владельцы Tesla смогут получать дополнительный доход в размере 30 000 долларов от использования роботакси. Однако данные портала iSeeCars показывают, что в июле 2023 года подержанные автомобили Tesla подешевели на 5,3%.
Недавно эксперт по автономным автомобилям Брайант Уокер Смит сравнил производительность роботакси Waymo и Baidu с системой Tesla. Он отметил, что Маск слишком оптимистичен в своих заявлениях о возможностях автопилота.
Заключение
Адвокаты Tesla утверждают, что заявления Маска о возможностях автопилота являются «пышными фразами». Другие автопроизводители не позволяют себе подобных заявлений. Любое сомнение в безопасности автономных транспортных средств может привести к значительным судебным издержкам.
Решение суда в Майами, признавшего Tesla частично виновной в смертельной аварии, стало ударом по подходу компании к продвижению своих технологий. Если компания заявляет, что её автомобили могут управляться автономно, она должна предоставить доказательства этого, пишет Форбс.