Как правильно вести бухучет на маркетплейсах
Сегодня маркетплейсы — основа онлайн-торговли (11,3 триллиона рублей за 2024 год!). Многие бизнесмены выбирают такой формат, чтобы расширить аудиторию и повысить продажи. С одной стороны это удобно: электронные площадки выполняют всю работу — от обработки до доставки заказов. Однако ведение бухгалтерского учета остается в зоне ответственности бизнесмена и требует специфических знаний для корректного оформления отчетности и соблюдения всех налоговых требований.
Как правильно работать на маркетплейсе?
Первый шаг — заключение агентского соглашения с торговой платформой. В этом документе прописываются, в том числе, такие важные моменты:
ответственность за доставку товаров;
процент площадки за доставку, возврат, хранение;
особенности процесса возврата;
нюансы списывания остатков;
штрафы за несоблюдение оговоренных условий.
Также в соглашении указывается, от чьего имени действует маркетплейс — от своего или от продавца. Это не означает, что товары переходят в собственность платформы, они только продаются через нее.
Продавать через электронные площадки могут юрлица (ООО, индивидуальные предприниматели) и самозанятые, которые являются плательщиками НПД. Доход самозанятого за год не должен составлять более 2,4 млн рублей. Кроме того, он не имеет права нанимать сотрудников.
ООО и ИП могут применять ОСНО, УСН и ЕСХН. Самозанятые не имеют права использовать патент, но ИП могут совмещать ПСН с УСН. При УСН (кассовый метод) налог рассчитывается с поступивших денег:
«Доходы» — 6% от выручки и комиссии площадки.
«Доходы минус расходы» — 15% от разницы между доходами и затратами (закупка, страховые взносы, прочие расходы).
При ОСНО налог рассчитывается по дате отгрузки и включает:
НДФЛ (13% для ИП),
налог на прибыль (20%),
НДС (0%, 10% или 20%),
налог на имущество (до 2,2%, для ИП — до 2%).
Что касается оформления документов, то оно включает создание накладной для отправки товара, приемку маркетплейсом с оформлением акта и получение отчета о продажах, доходах и комиссии. Чек для покупателя формирует сама площадка и отправляет его через смс-уведомление или email-рассылку. Продавцу не требуется собственная онлайн-касса. А для верного учета операций, связанных с продажами, комиссиями и возвратами, можно обратиться в специализированную компанию и заказать оказание бухгалтерских услуг.
Учет продаж: важные моменты и проводки
При продажах через электронную торговую площадку учет ведется по стандартным проводкам, но с нюансом: пока товар не передан покупателю, его себестоимость записывается на счете 45 «Товары отгруженные».
Например: Дт 45.01 / Кт 41.01 — передача на склад платформы; Дт 90.02 / Кт 45.01 — списание себестоимости проданных единиц. Важно разделять расчеты: 76.01 — оплата за поставленные товары; 76.02 — выплата процента площадки. Если платформа удерживает комиссию при выплате, удобнее сразу учесть это взаимозачетом — Дт 76.02 / Кт 76.01.
Маркетплейсы открывают новые горизонты, но также предъявляют свои требования к учету и отчетности. Необдуманный подход к бухгалтерии может привести даже к потере бизнеса. Поэтому разумнее сразу заказать аутсорсинг бухгалтерии, что позволит избежать проблем и сосредоточиться на развитии бизнеса.