Любимый фильм генсека: как Брежнев вернул на экраны эту запрещённую комедию

Екатерина Уткина
В советскую эпоху многие талантливые фильмы оказывались “на полке” из-за цензуры. Судьба фильмов зависела от чиновников Госкино, чьи представления о “правильном” искусстве не всегда совпадали со зрительскими предпочтениями.
Неформальные кинопросмотры на даче у Леонида Брежнева играли особую роль в спасении отвергнутых картин. Генсек, будучи искренним киноэнтузиастом, знакомился с фильмами, не прошедшими цензуру, и его личное мнение становилось решающим.
Так произошло с комедией Леонида Гайдая “Бриллиантовая рука” (18+), которую официальная комиссия забраковала за “излишнюю легкомысленность” и “несоответствие моральным нормам”.
Члены худсовета остались равнодушны к остроумным диалогам и ярким музыкальным номерам картины. Их смутил сюжет о контрабандистах, а фраза “Черт побери!” вызвала негодование.
Но когда пленка попала на закрытый просмотр к Брежневу, генсек от души смеялся над комедийными ситуациями. Его искреннее недоумение — “Что здесь предосудительного?” — стало переломным моментом. Благодаря его вмешательству фильм получил “зеленый свет” и стал одной из самых любимых народных комедий, сообщает источник.